Франшиза или свой бизнес личный опыт
Может показаться, что бизнес по франшизе — лучший выбор для начинающего предпринимателя.
Так думала и читательница Тинькофф Журнала, поэтому открыла математический кружок по франшизе за 510 553 Р . Она поверила рекламным материалам и ожидала, что сможет зарабатывать 165 000 Р в месяц, но столкнулась с проблемами: не все процессы в компании были налажены, нужное количество учеников так и не набралось, а расходы лишь росли.
Героиня рассказала, как всего один платеж может подтолкнуть к закрытию и как бы она действовала сейчас.
Этот текст — личное мнение героя
Мы не призываем читателей не доверять какому-либо бизнесу или франшизе. Если у вас был другой опыт с этим проектом — поделитесь им в комментариях или в Сообществе.
Предыстория
Анна Сокол
поверила рекламным обещаниям
По образованию я инженер-программист, работала в железнодорожной компании. Я создавала математическую модель для обработки сигналов на железной дороге, но мне это надоело — занятость по найму отнимала много времени и не давала развития.
Параллельно я занималась репетиторством по математике и физике и все это время мечтала открыть свое дело. После увольнения по собственному желанию я взяла больше учеников на обучение и стала думать о создании своего сайта, блога на «Ютубе» или онлайн-школы.
Весной 2021 года я увидела рекламу франшизы «Учи-ру», которая меня заинтересовала. В ней обещали, что мне помогут найти помещение и открыть школу, а также дадут 30 учеников на старте.
Мне показалось это приемлемым вариантом для бизнеса. Во-первых , бренд известен: кажется, практически все школьники России зарегистрированы на этой платформе. Значит, мне смогут сделать хорошую рекламу и родители учеников будут доверять школе. Во-вторых , бизнес по франшизе — это только наполовину свое дело: не нужно сидеть и разбираться в тонкостях налогообложения, придумывать и раскручивать свой бренд.
В предложении «Учи-ру» было два варианта: кружок программирования или математики, практически олимпиадной, которая мне близка, — я выбрала ее. Найти решение заковыристой задачи, применить логику, обойти систему, решая примеры нестандартными способами, — это все приносит мне невероятный кайф. К тому же , я с детства участвовала в олимпиадах, с их помощью поступила в вуз и подготовила нескольких ребят к поступлению в хорошие математические лицеи.
Я понимала, что ради будущего детей родители готовы тратиться на дополнительные занятия и кружки. Попасть на бюджет становится все труднее, а победив в олимпиаде из перечня Министерства образования, можно поступить в университет без экзаменов или зачесть результат в качестве ЕГЭ по этому предмету. В общем, бизнес я хотела делать на том, что мне понятно и близко, а не в абстрактной сфере.
Знакомство с франшизой и покупка
Изначально я думала о бизнесе в онлайне, но «Учи-ру» предлагали создать офлайн-кружок. «Ну и ладно», — подумала я и в июне 2021 года зарегистрировалась на бесплатный вебинар.
Нам рассказали про открытие, а после презентации объявили цену: паушальный взнос — 349 000 Р , маркетинг и продвижение кружка — еще 100 000 Р . Также предложили акцию: если купишь франшизу в течение пяти дней после вебинара, сделают скидку в 100 000 Р . За час до окончания рекламного предложения я все-таки нажала на кнопку «заказать консультацию» — и начала свой путь предпринимателя.
Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы платит ее владельцу
Мне прислали в «Вотсап» презентацию: что-то про партнеров и финансовый план. Последний, конечно, был потрясающим. В нем показывали, что уже через три месяца у меня будет 80 учеников и доход 165 000 Р в месяц. Планы я делила на два, а то и на три. В рекламе всегда преувеличивают, поэтому было ясно, что все будет не так безоблачно, как описывается в модели.
Я подготовила 28 вопросов про процессы и нюансы, которые мы разобрали на консультации с менеджером. Немного смутило, что франшизу предлагали от «Учи-ру», а договор я заключала с партнером «КодКласс». Позже узнала, что «Учи-ру» стали совладельцами компании. Я успокоилась и стала изучать договор, который мне прислали.
Он был на 33 страницах. Открыла его на айпаде, прочитала и поставила подписи электронным стилусом. Оплатила паушальный и маркетинговый взносы. Со скидкой все вместе вышло 349 000 Р .
349 000 Р
ушло на покупку франшизы с учетом скидки
Было нереально страшно, хоть в маркетинговом договоре и гарантировали 100 таргетинговых заявок от клиентов. Еще меня беспокоило роялти в 30 000 Р , но платить предполагалось только в декабре — в запасе было много времени.
Моей целью было не получить прибыль, а ощутить себя бизнесменом, важным человеком в белой рубашке. Но и в минус, конечно, не хотелось уходить. В семье и ближайшем окружении предпринимателей не было, для меня это было чем-то из другого мира. Родным я сначала не стала рассказывать про школу — говорила, что знакомые позвали меня преподавать и помочь с открытием кружка.
Регистрация бизнеса
У меня был первоначальный капитал: год назад я продала комнату в общежитии, в которой когда-то жили мои бабушка и папа. Я вложила деньги в акции, облигации, доллары и евро. Папа был рад избавиться от висящей на нем комнаты и не интересовался, куда я вкладываю деньги с продажи, считая, что все идет мне на благо. Перед открытием кружка я начала конвертировать вложенное обратно в рубли и вкладывать в бизнес.
В конце июня 2021 года, после оплаты паушального и маркетингового взносов, я получила доступ к материалам на «Геткурсе», где были инструкции от франчайзера.
Для начала я оформила ИП и открыла банковский счет. Также выпустила электронно-цифровую подпись за 3000 Р и зарегистрировалась в системе «Контур», где вела электронный документооборот. Все это было для меня в новинку: я считала, что электронная подпись — это когда ты расписываешься стилусом, прямо как я на айпаде, подписывая договор.
Зарегистрировала онлайн-кассу и подключила платежный сервис, чтобы клиенты могли расплачиваться онлайн. Для эквайринга выбрала банк, который брал 2% комиссии с каждого платежа, терминал не покупала. На этом этапе я потратила 19 060 Р .
19 060 Р
стоили онлайн-касса и подключение платежного сервиса
На обучающем курсе советовали сразу после открытия перейти на упрощенную систему налогообложения. Это был хороший совет: вместо НДС и НДФЛ платишь только налог по УСН и сдаешь всего одну декларацию в год — сама бы я не сразу додумалась.
Также говорили, что через время стоит взять патент: так будет меньше налогов — заплатил фиксированную сумму и не переживаешь. Но в этом была и сложность: патент можно оформить только по коду ОКВЭД «85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых», а для этого все учителя должны быть с педагогическим образованием. Я понимала, что такие преподаватели у меня вряд ли появятся, — скорее это будут студенты математических вузов.
Я думала, настоящие предприниматели занимаются тем, что постоянно ходят в налоговую и относят туда папки с бумагами. Оказалось, что весь процесс происходит в электронном виде: ты можешь просматривать всю информацию о налогах и страховых взносах на сайте ФНС. Банк сам готовил все декларации и напоминал, когда и что нужно оплачивать.
Выбор помещения и подготовка места
Я искала помещение площадью не менее 25 м² — это требование франчайзера. В памятке предлагали пройтись по району и посмотреть объявления на окнах. Я смотрела на «Циане» и «Авито».
В начале июля я начала выбирать помещения вживую. Мне попадались варианты с отдельным входом с улицы. Я смотрела на них и мечтала, как дети будут заходить туда, отряхивать ноги от снега, снимать курточки в прихожей, здороваться с администратором. Но такие варианты были слишком дорогими. Например, один из них стоил 49 000 Р .
Следующее помещение было намного лучше и находилось в мансарде: окна во всю длину стены и даже на потолке, светлый и уютный класс. И всего за 27 000 Р , включая высокоскоростной интернет, уборку и охрану. Просто мечта.
В начале августа владельцы франшизы одобрили это помещение при условии, что я покрашу стены. Через «Профи-ру» я нашла мастера с отличными отзывами, он взял заказ, а я купила краску и расходники. Хозяин помещения включил расходы на ремонт в счет аренды, поэтому за первый месяц я заплатила 13 500 Р .
Учительский стол, шкаф и пара стульев в кабинете уже были. Я заделала несколько дырок в стене и починила стол. Друг помог повесить маркерную доску, которую я купила, а телевизор я привезла из дома родителей и повесила сама.
Парты и стулья я хотела купить такие же , как в обычной школе, но поставки задерживались, поэтому я взяла пять удобных столиков по 3100 Р каждый и десять мягких вращающихся стульев по 2554 Р . Еще под конец работы в классе появился диван из «Икеи», который я купила на «Авито» всего за 1699 Р , включая доставку.
Для учеников я приобрела шесть планшетов за 65 495 Р — без них не обойтись, часть заданий мы делали на платформе «Учи-ру». Всю канцелярию я выдавала бесплатно.
Также купила танграмы — это деревянные или пластмассовые квадраты, разрезанные на семь частей разной формы. Их используют для логических задач: по предложенному рисунку нужно понять, каким образом сложить фигурки, чтобы его повторить.
Расходы на подготовку к работе кружка — 136 698 Р
Планшеты | 65 495 Р |
Стулья | 25 540 Р |
Столы | 15 500 Р |
Услуги маляра | 10 800 Р |
Маркерная доска и принадлежности | 4918 Р |
Краска и расходники | 3084 Р |
Канцтовары | 2836 Р |
Кронштейн для телевизора | 2199 Р |
Танграмы | 2189 Р |
Диван | 1699 Р |
HDMI-провод, переходник | 1240 Р |
Удлинитель | 599 Р |
Чайник | 599 Р |
Услуги маляра
Маркерная доска и принадлежности
Краска и расходники
Канцтовары
Кронштейн для телевизора
HDMI-провод, переходник
Удлинитель
Отбор учителей
Школа считается открытой, когда хотя бы один из учителей прошел обучение и сдал экзамен в системе «Учи-ру». Я искала преподавателей в телеграм-канале с вакансиями от моего вуза, на «Профи-ру» и на «Хедхантере» — отдала 1080 Р за продвижение объявления.
Проводила небольшие собеседования, пытаясь понять, подходит ли учитель под требования франчайзера. Это должен быть человек с высшим математическим, педагогическим или средне-профессиональным образованием, например студент старших курсов или выпускник педагогического колледжа. Обязательно должен быть опыт преподавания от трех месяцев, а возраст — от 20 до 50 лет.
Кандидаты заполняли небольшую анкету о себе, отвечали на вопросы о том, как они действовали бы в разных ситуациях, решали задачи. Если франчайзер одобрял анкету, преподаватели проводили для меня мини-урок, объясняли у доски термины на примерах. Я записывала все на видео и отправляла в «Учи-ру». Если кандидат подходил, ему предоставляли доступ к учебным материалам.
Искать учителей было непросто. Одна девушка надолго пропала и не отзывалась, а позже сказала, что была без связи. Прошла обучение, но на зачете не появилась, снова исчезла. В итоге заявила, что очень занята переездом. С другой кандидаткой мы назначили встречу на 12:00 в воскресенье. В 11:30 я была около школы, в часе езды от моего дома. Спросила, едет ли она, на что получила ответ: «У меня изменились обстоятельства, я нашла другую работу». Она даже не извинилась.
Прошедшим отбор преподавателям нужно было прослушать несколько уроков, ответить на контрольные вопросы, а также сдать пробный и основной зачеты. С первым обученным учителем кружок мог запуститься и начать давать рекламу. Я тоже проходила тестирование как преподаватель, поток кандидатов во все филиалы страны был огромным, и запись на зачет была расписана на неделю-две вперед. Из-за этого я теряла время — в среднем процесс тестирования и отбора занимал месяц.
В сентябре у меня были две учительницы, которые прошли отбор. Они оформили самозанятость, и я заключила с ними договор. В итоге они провели всего пару занятий, я платила им по 1000 Р за полуторачасовой урок. Поскольку я тоже прошла тестирование, то преподавала в основном сама.
Несмотря на пройденные испытания от «Учи-ру», учителей нужно было контролировать. На занятии преподавательница неправильно рассказывала про римские цифры, пришлось ее поправить. Еще я не могла оставить учителей проводить вводные бесплатные уроки самим, так как нужно было быстро ориентироваться: одним ученикам дать дополнительное задание, а другим полегче, или настроить планшеты, если они не работают. На тот момент я еще не написала полную инструкцию для преподавателей, поэтому не могла делегировать им уроки.
Уроки и учебный процесс
Еще в конце июля мне дали базу данных с телефонами заинтересованных родителей, которым уже позвонили из колл-центра и рассказали о кружке. Мне предстояло обзванивать их по второму кругу и записывать детей на открытые уроки.
Потенциальные ученики были из школ поблизости, мы занимались в выходные. Можно было сделать занятия и в будние дни, но учеников не набралось — каково было мое удивление, когда на первый открытый урок в конце сентября пришли всего четыре ребенка, а я ожидала хотя бы десять. Трое учеников продолжали ко мне ходить до закрытия.
Я продавала полуторачасовые занятия абонементами: на 4, 14 или 28 уроков — такой формат установила управляющая компания. Всего в учебном году было 28 занятий по выходным, после которых следовали летние интенсивы — они оплачивались отдельно. Также была возможность купить одно занятие.
Один урок стоил 1475 Р , четыре — 5400 Р , а большие абонементы выходили еще дешевле: 14 занятий — 17 500 Р , 28 занятий — 33 000 Р . При покупке абонемента на четыре занятия на открытом уроке была скидка 500 Р .
Ученики были из начальной школы, для детей постарше на тот момент еще не разработали программу. Записавшихся на открытые уроки я заносила в ERP-систему франчайзера, где можно было присваивать статусы, смотреть успехи детей и открывать им доступ к учебным материалам на планшетах. На бесплатные открытые уроки записывалось немало учеников, но оставались единицы.
ERP — система управления ресурсами компании
Работая в кружке, я познакомилась с людской безответственностью. Родители считали нормальным записываться на открытые уроки и не приходить без предупреждения — даже после моей просьбы предупредить заранее.
Платные уроки также проводились в выходные, по полтора часа. Сначала ученики занимались в рабочих тетрадках, которые мы закупали у «Учи-ру», потом решали задания на планшетах, а после перерыва собирали танграмы или разгадывали головоломки. Все уроки, включая открытые, длились с 10:00 до 17:30 по субботам и воскресеньям, но иногда я так уставала, что спала в классе пару часов, прежде чем поехать домой.
На открытые уроки ученики приходили вместе с родителями — с конца сентября до Нового года я провела примерно 25 таких занятий. Я показывала презентацию и давала всем задачки. Родители поначалу смущались, но со временем втягивались в процесс и с увлечением ломали головы, собирая очередной танграм. И если дети уже привыкли к тому, что их занимают или увлекают, то для родителей это было в новинку — они расцветали и долго благодарили меня в конце. По окончании открытого урока ребенок получал сертификат, брендированное расписание уроков и набор стикеров — дети им радовались. Еще ученикам дарили красные резиновые браслеты с надписью «uchi.ru» — на них я потратила 1140 Р .
Задания для открытых уроков и сертификаты франчайзи были обязаны печатать сами, а расписания и стикеры — по желанию. Все это раз в неделю я печатала с вечера до глубокой ночи у своего друга на струйном принтере. На каждого ученика нужно было подготовить примерно 12 листов, а принтер не спешил. Затем нужно было все рассортировать, разрезать стикеры и разложить материалы по файлам. Я покупала только бумагу, потратила 1785 Р . Читала, как некоторые франчайзи высказывали недовольство расходами на печать в чате партнеров, но все продолжали это делать.
Рабочие тетради мы заказывали из Екатеринбурга по 200—230 Р у ИП Игоря Закоморного — как я поняла, это второй бизнес владельца «КодКласса». По условиям покупать можно было не меньше 80 тетрадей, так что мы кооперировались с другими франчайзи в чате «Вотсапа» и делили заказ. Печатать рабочие тетради в другом месте было запрещено — такая вот монополия. Я покупала тетради дважды: в первый раз заплатила 9200 Р за 40 штук, во второй — 5200 Р за 26 экземпляров.
У меня была проблема с учебными материалами: некоторые уроки растягивались надолго, и мы успевали сделать лишь половину заданий, а другие уроки мы заканчивали быстро, и было неясно, чем заниматься дальше.
Но сами тетрадки — загляденье. Красочные, с нарисованными героями Гришей и Соней. Задания были толково разбиты по темам: от простых к сложным. Мне как учителю тетради нравились.
Продвижение
Франчайзи рассказывали о себе только так, как нам говорила управляющая компания. Образец листовок лежал в личном кабинете на «Геткурсе». Я подредактировала на нем адрес и в сентябре пошла раздавать. Работать промоутером оказалось страшно. Мало кто брал брошюры, в основном все отказывались. Я раздавала листовки у школы и на празднике в парке.
В декабре я ходила по школам с просьбой распространить буклеты в классе. Обычно меня не пускали дальше порога, с завучем не связывали. Только в одной из пяти школ ко мне подошла учительница, выслушала меня, взяла листовки и обещала раздать. Обратной связи я не получила. Думаю, что она их не раздала.
Насколько я поняла, в социальных сетях мы не имели права рекламироваться под брендом «Учи-ру» — только как абстрактный класс математики. По идее, для каждого кружка и города управляющая компания должна была создать отдельные страницы и вести их, но, на мой взгляд, правообладатели не спешили продвигать наш бизнес, если не считать основные группы бренда во «Вконтакте» и «Фейсбуке» с несколькими вялыми постами, которые лайкали сами партнеры.
Соцсети «Фейсбук» и «Инстаграм» принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Я все-таки завела в соцсетях страничку своего кружка и пыталась его рекламировать. В «Инстаграме» подписывалась на знакомых и случайных людей — искала их по тегам с названием ближайших к школе мест. Во «Вконтакте» потратила 1790 Р на платное продвижение. Просмотры были, но почти никто не подписывался.
В «2Гис» и «Яндекс-картах» мой кабинет уже был обозначен франчайзером, я добавила туда фото помещения. Еще я просила мам учеников прорекламировать кружок в чате их школьного класса — несколько человек пришли по таким приглашениям на открытые уроки.
По моему мнению, никаких выстроенных бизнес-процессов у головной компании не было, все тестировали на нас. Страницы математических классов, запущенных франчайзи, на сайте «Учи-ру» появлялись тоже не сразу. Позже в том разделе начал твориться беспредел: в списках были уже закрытые кружки, но не появлялись открытые.
Нам рассказывали про «успешных партнеров», которые много зарабатывали, но в чате мы их не видели.
Самые успешные франчайзи, которых я знаю, набрали около 40 учеников, но сделали это самостоятельно через объявления в своих ЖК. В итоге они закрылись где-то спустя год. Еще меня повеселила реклама «состоявшихся партнеров», часть из которых, как я предполагаю, были выдуманы, а их фотографии взяты из фотостоков.
Обсуждать аренду помещения или ремонт мне несложно, но обзванивать потенциальных клиентов — тяжелый и стрессовый труд. Я привлекла к звонкам сестру, подругу и преподавательницу, вчетвером мы пытались справиться с этой задачей. Я приглашала на открытые уроки людей из франчайзерского списка — сначала писала в «Вотсапе», затем звонила.
Я считаю, что мы с другими франчайзи не должны были этим заниматься: нам обещали заинтересованных родителей, которые уже заполнили заявки и оставили телефон, чтобы мы уточняли даты занятий, а не уговаривали их прийти к нам. Но таких клиентов у меня было всего пять человек вместо обещанных ста, они и без открытого урока готовы были купить абонемент. А те, кого мы вызванивали, были очень вялыми, после долгих уговоров приходили на открытые уроки, забирали призы, уходили, и больше мы их не видели. За что мы платили?
В то время «Вотсап» разрешал доступ к аккаунту только с одного устройства, и это был отстой. Когда заходит кто-то другой — меня выбрасывает из профиля. Я могла бы перепоручить рассылку сестре, если бы все происходило в «Телеграме», но, к сожалению, многие клиенты тогда еще не были в нем зарегистрированы.
И это мне еще повезло с базой. Все клиенты действительно были из моего или близлежащего районов. Не всем партнерам повезло так же . Например, как я поняла, кому-то вместо Петербурга достались люди из Калининграда, Нальчика и Сахалина. Одной девушке-франчайзи база подкидывала клиентов из коррекционной школы-интерната.
Доходы и расходы
За полгода существования математического класса я заработала 54 750 Р . Эта сумма, конечно, не покрыла мои расходы.
54 750 Р
выручка за полгода работы по франшизе
Чтобы запустить кружок, я потратила 510 553 Р , а за время его работы — еще 195 437 Р . Больше всего денег ушло на аренду помещения — 148 500 Р . Среди других крупных трат были страховой взнос на 19 778 Р и тетради для учеников за 14 400 Р . На роялти, связь, комиссии, докупку канцелярии и прочие мелочи я потратила еще 12 759 Р . Общие расходы — 705 990 Р .
После завершения работы я устроила распродажу вещей, получилось вернуть 60 200 Р .
Причины провала
Есть известный бренд, заслуживающий доверия, прекрасные задания, серьезная система обучения учителей, реклама, которую обещала дать управляющая компания, — казалось бы , что может пойти не так? Спустя время у меня в голове сложились основные ошибки франчайзера.
Организация учебных процессов. Нам говорили, что кружки уже запущены, работают в течение нескольких лет, задания составлены и проверены на детях и учителях. На деле, как я понимаю, существовали только пара классов — там провели несколько занятий и пустили в бой. Задания составлялись практически в режиме онлайн: например, нам пора начинать следующий модуль, аналог четверти в школе, а тетради еще не готовы. Приходилось делать распечатки заданий, которые присылали методисты.
Потеря времени. Управляющая компания явно не ожидала такого массового наплыва учителей, да еще и из разных часовых поясов. А ведь всех надо было обучить, провести пробный зачет, аттестацию. Возможно, это было бы не так страшно, но этот бизнес — сезонный. Детей нужно набирать в конце августа — начале сентября, иначе они разойдутся по другим кружкам, и тогда придется ждать следующей волны набора — после Нового года.
Во время локдауна нас закрывали на полторы-две недели. К сожалению, компенсацию от государства в 12 000 Р я не успела получить, потому что ИП было зарегистрировано позже даты, указанной в требованиях к оформлению субсидии.
Сложности с записью. Школьники часто болели, их постоянно приходилось перезаписывать на открытые уроки. Кто-то не хотел тратить выходной на сидение в классе, кто-то вяло обещал прийти и не приходил, кого-то было некому водить. Я так и не получила свою сотню обещанных заявок и учеников.
Несоразмерные доходу роялти. В декабре 2021 года у меня было пять-шесть учеников. Я надеялась уйти на новогодние каникулы, отдохнуть, перезагрузиться — но нет. Я постоянно думала о школе, нервничала, читала чат партнеров. О чем-то я даже не спрашивала кураторов напрямую: на основе их ответов другим уже предполагала, что ответят мне.
По договору я должна была отчислять франчайзеру 10% от дохода в течение двух месяцев после запуска, а с третьего месяца — уже 20%, но не меньше 30 000 Р .
Результаты были неутешительными. Я поняла, что не потяну 30 000 Р роялти в месяц и что мне пора закрываться. За первые три месяца я внесла 1277 Р — 10% от своего дохода. Заплатила меньше положенного, потому что управляющая компания одобрила отсрочку на месяц, которую я у них до этого попросила.
Коллективные жалобы и закрытие кружка
Еще в октябре 2021 года 32 партнера, я в том числе, направили в дирекцию «Учи-ру» письмо с требованиями отменить роялти до осени 2022 года, настроить обещанное продвижение и предоставить клиентские заявки, а также временно прекратить набор новых франчайзи, пока не решат проблемы с текущими. В ноябре к заявлению присоединились еще несколько человек.
Несмотря на наши жалобы, ни «КодКласс», ни «Учи-ру» долго ничего не меняли. Позже управляющая компания из-за недобора учеников уменьшила платеж до 10 000—15 000 Р — но это произошло, когда я уже закрылась.
Ну и что? 11.09.19
Перед закрытием мне предложили подписать документ. В нем было два важных пункта: маркетинговый договор предлагали объявить незаключенным — будто бы по технической ошибке мы и не должны были его заключать. Предполагаю, это было сделано для того, чтобы я не могла подать в суд за невыполненные условия по продвижению. А по договору франшизы я и так не могла требовать деньги — паушальный взнос невозвратный.
Второй пункт обязал бы меня платить по 100 000 Р за публикацию любой информации, которая очерняет деятельность кружков. Ничего из этого я подписывать, конечно, не стала.
В конце января 2022 года я фактически закрыла кружок и отправила письмо о расторжении договора. Его не подписали. Через два месяца, как написано в условиях, договор прекращает действовать.
В феврале со мной созвонились: мы сошлись на том, что мне вернут 70 000 Р за маркетинг, уже за вычетом 30 000 Р роялти. В марте, когда я спросила про деньги, кураторы сказали, что администрация решила мне отказать. Поэтому я отправила досудебную претензию, но получила ответ, что все обязательства с их стороны были выполнены.
Выводы и советы начинающим предпринимателям
По моему мнению, основная проблема этой франшизы была в том, что она напоминала собаку на сене: и нам не давала работать, и на себя не брала развитие. Обещанного маркетинга я не увидела, как и налаженных бизнес-процессов, а успешные партнеры, кажется, существовали только в воображении менеджеров. Никаких предложений по улучшению от франчайзи управляющая компания не принимала, главное — состричь паушальный взнос и роялти. Дальше — хоть погибай.
Я считаю, что мне не хватило денег. Еще бы месяц — и управляющая компания снизила бы роялти, а я набрала бы еще немного учеников и, может, выплыла бы . Затем, возможно, открыла бы уже свой кружок на базе этого, а с франшизой бы распрощалась. Ответственнее подошла бы к летнему набору учеников.
Мне повезло больше других, потому что я открылась в сезон, у меня была дешевая аренда и люди, готовые мне помочь с печатью и звонками. Я не смогла пересилить страх телефонных разговоров, но, как я понимаю, они неприятны многим, поэтому посоветовала бы найти человека на эту работу.
Кроме того, я сама преподаватель, поэтому мне легко было искать учителей. Лучше открывать такой кружок поблизости от школ, где можно будет договориться с администрацией и провести открытые уроки или презентации для родителей. Также советую рассмотреть аренду рядом с крупными ЖК, в чатах которых можно рекламироваться.
Сейчас я бы запустила бизнес с минимальными вложениями, не ждала бы разрешения со стороны и определенно не жалела бы денег на продвижение. Маркетинг — сила.
Считаю, что лучше вести дела с партнером, чтобы тебя могли подменить, если ты заболеешь, например. А иногда нужно просто посоветоваться: «Как считаешь, эта идея нормальная? Как тебе логотип?»
В целом, мне очень понравилось вести бизнес, это было интересно и насыщенно. Я до сих пор скучаю по моему уютному классу и ученикам. Ребята, кстати, сильно расстроились, когда узнали о закрытии. Им и правда нравились наши уроки. Может, когда-нибудь я открою еще один кружок, используя предыдущий опыт.
Как все устроено в «Учи-ру»
Никита Вальтер
исполнительный директор сети кружков «Учи-ру»
Коммерческий успех кружков на 90% зависит от личной активности партнеров, соблюдения всех рекомендаций управляющей компании и следования финансовому плану. Это мы проговариваем до заключения договора.
В финансовом плане указано, что для прибыльности кружка стартовая инвестиция должна составлять минимум 600 000—700 000 Р , а количество учеников на начало учебного года — 80 человек. В плане также заложены рекомендуемые расходы на маркетолога и менеджера по работе с базой для записи учеников на открытый урок. Указано рекомендуемое количество звонков, приводятся скрипты по их проведению.
В случае когда на этапе запуска инвестиции сильно сокращаются, функции маркетолога и менеджера по работе с базой берут на себя руководитель и учителя, а количество учеников на старте составляет шесть человек, на прогнозируемую выручку выйти весьма сложно.
Когда кружки по математике запускались впервые, могли возникать накладки. По итогу 2021—2022 учебного года мы доработали и улучшили методическую базу по этому предмету, а весной 2022 года значительно снизили роялти, сделав их динамическими в зависимости от суммы выручки в месяц — сейчас они составляют 10—15%.
При этом большинство партнеров, которые присоединились к нам в начале 2021—2022 учебного года, продолжают работать с нами и показывают прибыльность.
Пришлось закрыть бизнес. Читатели делятся неудачным предпринимательским опытом
Рассказать свою историю
Тимофей Разов
Насколько перспективен бизнес по франшизе?
Большое спасибо, что поделились своим опытом. Опыт неудач — один из самых ценных. Пусть у Вас всё наладится.
по заголовку подумала «ну вот, очередная история какой-нибудь кофейни с самообслуживанием хи-хи».
А когда прочитала, стало обидно за автора, такой кружок мог стать очень полезным для многих детей.
Желаю автору использовать этот опыт и продолжить обучать детишек, успехов!
уважаемая, только не с этими товарищами в целом.
Отредактировано
Как-то попалась реклама этой франшизы, тоже заинтересовался. Но, получив предварительную информацию, понял: тут продают воздух.
Но у меня есть бизнес-опыт. А вот людям без опыта, которых, в основном, и окучивал учи.ру — им тяжело, конечно, разобраться.
З.Ы. И главная Ваша ошибка — Вы не посоветовались с опытным человеком, который бы подсказал подводные камни в этой истории.
А всем, кто подвязывается с франчайзингом, нужно помнить: в этой истории зарабатывает, в основном, держатель франшизы. А франчайзи — это покупатели (т.е., окучиваете не вы, а вас).
Герой статьи
Петр, вот да, нужно, было, как минимум, читать договор с юристом
Анна, логично, что вам это не пришло в голову. Вы заплатили паушальный взнос как раз-таки, чтобы сэкономить на юристах и изучении деталей.
Герой статьи
Magnolia, я просто хотела сделать все сама и ни с кем не советуясь 😄 получила, что получила)))
Анна, к сожалению , если бы Вы даже советовались , то не факт , что советы бы дали 100% результат. Советчики в таких ситуациях очень любят при наших неудачах умывать руки и заявлять «а я что?! Я ничего ! Ты ж сама решение принимала !» держитесь !! Не всё у нас ныне гладко. Всё получится !!
Автор статьи
Петр, а в историях с франшизами покупателей всегда «окучивают», как думаете? В каждом городе можно найти какого-нибудь франчайзи, некоторые годами работают, значит, что-то да зарабатывают
Теперь кто-то должен написать про гарантированное трудоустройство после курсов по айти с зарплатой 100++, я вас верю вы есть)
Отредактировано
Учи-ру агрессивно продвигается в нашей школе, 3 класс. Учитель попросил всем ученикам зарегистрировать личный кабинет, и давала допзадания на платформе. У меня даже сначала сложилось впечатление, что это какой то госресурс.
Герой статьи
Makito, да, я как раз поэтому и повелась на бренд, потому что знала, что чуть ли не во всех школах ученики регистрируются на их платформе! Такое давно уже происходит, года с 2017-го точно.
Анна, ученики не регистрируются. Их насильно регистрируют учителя. Это , к сожалению , внешне навязанный чей-то продукт. Под угрозой разных неприятностей учителей заставляют регить детей. А те- родителей.
Законодательно нет никакого обязательства. Вот и Вы, к сожалению , стали жертвой , подумав , что там все сами добровольно регистрируются.
Makito, может, учитель на проценте?
WTF, нет. Там угрозы из серии «премию не получите»
Отредактировано
Makito, А это разве не гос.ресурс?
Виктор, нет, я хоть и не Макито. Но я мать , которая воюет против всех этих якобы обязаловок
Veronika, против учебников ещё не успели повоевать? А то их в школах тоже навязывают, разные издательства, авторы. При этом, большая часть очень посредственны. Не думали об этом?
Makito, это не обязательно. Это Ваше желание и только. Нас вообще без ведома зарегили. Угрожали двойками, если не сделает дочь там домашнее задание. Но это всё пугалки. Я обратилась в техподдержку с просьбой удалить моего ребёнка.
Необязательно это. Только с согласия родителя.
Недавно смотрела видео про одного известного инфобизнесмена и разбор тех методик, которые он использует для обработки новичков.
Удивилась, что описанное слегка совпадает с тем, что было упомянуто в видео: водяная вода вместо поддержки, сырой продукт, хаотичные процессы, ложь с кейсами.
Не хватает только фразы «дело во мне».
Анне желаю набраться сил и решиться попробовать ещё раз, если образование и делать свой бизнес нравятся).
Abstract, в его имени есть буква З.
Ох
Я читала историю автора и вспоминала знакомство в 2014 году с З. Такое же сырое, а в обещаниях, что всё рабочее.
Кончилось всё депрессией
Отредактировано
Татьяна, ииии есть такая (но не первая)! Крутите барабан!
А если серьёзно, следуя логике того видеорасследования, то речь о методиках а-ля lifespring — были такие мозгопромывочные тренинги личностного роста. По многочисленным свидетельствам, заканчиваются знакомства не ростом и профитом, а именно депрессией и поломанной психикой. И похоже, таких ‘гуру’ немало.
Очень надеюсь, что ваше внутреннее состояние сейчас лучше, насколько это может быть.
Abstract, ага, ещё до З. знала о лайфспринге и других сектах, которые расплодились под видом тренингов.
Кстати, лайфспринг сейчас снова в +, им восхищается всякая блогерская тусовка, а ля кокосенко и другие околобм.
Abstract, добрый день.А кого смотрели? Расскажите,я тоже с удовольствием посмотрю
Ramzes, есть такая Анастасия Денисенко, довольно юная журналистка, исследующая разные странные явления, такие как секты, инфобиз и иже. Не скажу, что она везде себя показывает как профессионал, но послушать бывает любопытно.
им надо сменить название на плати.ру
Zinter, а ещё лучше на разведи-лоха.ру
Подскажите, а почему вы не использовали помещение для других целей:
— сдать коллегам-преподавателям других предметов на 1 день, когда вы не пользуетесь;
— набрать группы других возрастов без учи ру, например, ОГЭ и ЕГЭ, математика обязательный предмет же.
Герой статьи
Magnolia, здравствуйте, спасибо за комментарий! Пыталась сдать помещение в субаренду, но в итоге, так и не нашлось желающих. ОГЭ — уже следующий шаг:) все же, нужна методика преподавания. А просто так продолжать арендовать помещение было бы дорого для меня, уже деньги закончились))
Анна, удивительно. Сама вскладчину с коллегами несколько раз снимала — спрос был.
Ну вы же пишите, что подрабатывали репетиторством. Даже если сами за экзамены не брались — набрать группу и нанять кого-то.
По франшизе, конечно, сочувствую.
Герой статьи
Magnolia, вы, наверное, учитель? У меня просто не было коллег) я с учениками онлайн занимаюсь обычно… А еще я, наверное, выгоревшая уже была к тому моменту и не готова была совсем продолжать, ушла снова в найм =)
смотрела разбор в интернете по многим популярным франшиза, плохой маркетинг — всеобщее зло. Беда лежит в корне: задача продать франшизу, а не получать с неё стабильный долгий доход. Купил? Ну можешь сразу закрываться, так дешевле будет. Очень жаль, конечно. Узнаваемый бренд мог бы быть хорошим стартом для талантливого репетитора. Вместо этого рекламируют сами франшизы, а не продукт по франшизе.
Анна, с вашим новым опытом, энергией и искренней преданности делу, у вас все получится.
Теперь вы знаете, что помощи от франшизы немного, а ограничений достаточно. Можно смело открывать свой кружок без франшиз, только предварительно решить вопрос с методической поддержкой и материалами.
Желаю удачи вам!
//С радостью бы сам ходил в такой кружок в детстве.
Норм. Ещё несильно попали. На Пикабу чувак с математической школой проспал бизнес, деньги на квартиру, с женой забомжевали, пришлось ему фиктивно развестись. Все пытался вытянуть мертвую франшизу и верил инфоциганам.
В прошлом сентябре рядом с домом увидела вывеску «Кружок математики учи.ру». Никаких контактов на месте не было, все было закрыто. Зашла на сайт, выбрала этот филиал, телефон там указан не был, поэтому оставила свой телефон. До сих пор так никто и не позвонил, вывеска висит, а кружок не работает.
Любoвь, снимать вывеску уже некому.
Ох, спасибо большое! Как раз были мысли подобную франшизу купить
Giardini, как видим, подобную франшизу очень выгодно продавать, но очень невыгодно покупать!
Много говорите про невыстроенные процессы и отсутствие маркетинга. А про главное?!) если есть голова и ответственность — процессы можно выстроить, это интересно даже. Маркетинг же — вообще ерундистика, как раз этот фукнционал можно и самому выполнять бесплатно. Спрос есть на рынке на эту услугу? Мне каж, нет. Так ли много детей младшей (!) школы, которым будет интересна углубленная математика? Детей и их родителей. Вы так говорите о родителях «вялые, безответственные». Невозможно «втюхать» продукт по нормальной (!) стоимости родителям, если это им не нужно, никакой маркетинг здесь не поможет. Егэ/огэ — позже значительно, где все репетиторствуют. Какие такие «базы подготовленные» можно здесь иметь)? Нет потребности на рынке — нет бизнеса.
Вам, конечно, удачи, не хотела показаться едкой, анализируете вы многое верно, но есть один совет — если хотите стать бизнесвумен (это «жилка» дейст-но есть не у всех, некий «талант»), вложите в свое образование, изучите хотя бы основы экономики.
Willow, если бы маркетинг был ерундистикой, нормальные маркетологи не были бы высокооплачиваемыми специалистами, а бюджеты на маркетинг не были бы такими большими у всех процветающих компаний.
В бизнесе, чтобы зарабатывать, главное — продавать. Маркетинг помогает продавать.
В этой истории можно это видеть — у учи.ру был отличный маркетинг, который продавал франшизу. И автор и другие франчайзи — купили. В итоге бизнес учи.ру — заработал. У автора маркетинга не было, поэтому некому было продавать.
Автор, желаю вам успехов, у вас очень нужное и полезное дело, надеюсь, ещё вернётесь к идее кружка!
Герой статьи
Willow, здравствуйте! На самом деле, спрос есть, т.к. дети поступают в 5-й класс в сильные школы, и начинают готовиться уже с класса 2-3. Есть и просто те, кому интересны олимпиады. Что касается маркетинга — и вправду, лучше было самой выстраивать, а здесь я была очень ограничена в средствах — соцсети контролировала управляющая компания, и мне приходилось рекламировать все не упоминая учи.ру.
Существует иллюзия, что откроешь класс, вложив небольшие деньги, распечатаешь три тетрадки на принтере и будешь по 200 тыс. зарабатывать. И эта иллюзия была продана автору компанией франчайзером. Знаю по собственному опыту, трижды в этом бизнесе с разными проектами несколько лет. Первый опыт нет смысла обсуждать, была франшиза детского центра в 2010 г., опыт неудачный, но реалии уже сильно изменились, выводы уже неактуальны. С 2015 работаю в своих проектах и вижу иллюзию в следующем. 1) Клиенты приходят из маркетинга. Чтобы получить 80 клиентов на третий месяц, нужно 640 заявок. Заявок! Это — не просто база, по которой автор звонил, а реальные заявки людям, которые хотят прийти к Вам. 2) 640 заявок по самым скромным подсчетам обошлись бы автору минимум 200 тыс. только бюджет, плюс расходы на таргетолога 30 тыс. в месяц. 3) мы делаем 100 заявок в сезонный месяц, 640 за 3 месяца — это очень амбициозно. Скорее 6 месяцев, с раскаченными соцсетями, менеджером по продажам и админом. И настроенной системой продаж. А это другие бюджеты. 4) Клиенты не обязаны приходить на ознакомительный урок. По хорошей статистике только 50% доходят. 5) Довольно узкая аудитория — если вкладывать в рекламу, то этот вопрос сразу встанет. 6) Бизнес можно строить как бизнес, это значит нанимать команду, да, идти в неизвестность, как платить з.п. Тратить деньги на маркетинг и строить систему управления. Тогда можно иметь 150 — 200 и более учеников. 7) Если самой вести занятия и звонить по холодной базе, это — не бизнес, а фриланс. Тут делаем минимальные расходы, сами работаем, отнимаем аренду и зарабатываем. Максимум тыс. 100 — 150 через год-два, когда наработаем клиентов и репутацию. Клиентов будет 40-60, если хорошо работать. Клиентов получаем из соцсетей 1-2 в месяц и по рекомендации. 8) Если этим заниматься как бизнесом, нужно вкладывать деньги, прежде всего, в своё образование. Понимать, как устроены бизнес процессы. Хорошие курсы можно найти тыс. за 150, и это — еще дешево, учитывая сколько денег можно не потерять. 9) У хорошей франшизы должно быть такое обучение. Именно бизнес процессам, так как это — даже важнее, чем программа. 10) Самому открываться можно, но без знаний путь будет практически таким же, как в статье. Автор, удачи!
Так учи ру в каждой бочке затычка, они неплохо поднялись во время дистанта, особенно в начальной школе, пытаются посягнуть на среднее звено, но я упорно игнорирую. Особенно смешно выглядит, когда дети приходят в 5 класс, а их родители все ждут, что я продолжу развлекаться с этой платформой.
Ещё в прошлом году очень не понравились тесты от них для «контроля» успеваемости, естественно, обязательные. У меня было много вопросов по содержанию к составителям.
Франшиза — самый подозрительный тип открытия бизнеса на мой взгляд.
В первую очередь надо задаться вопросом, если это так выгодно, то почему владелец франшизы вместо того, что бы открыть новую точку самому «щедро делится» возможностью заработать деньги с кем то другим? Причины может быть две:
1 — слишком высоки риски и проще их переложить на чужие плечи. И здесь уже повод задумываться.
2 — значит владелец франшизы больше получает от взносов пытающихся стать предпринимателями, чем от своего основного бизнеса )) Но это уже попахивает методами финансовых пирамид.
Старый анекдот «Как стать миллионером? Надо напечатать книгу «Как стать миллионером», и найти тысячу желающих её купить за тысячу рублей»
Да, не спорю, есть исключение, но в большей части случаев покупка франшизы совсем не лучший и безопасный выбор.
Сергей, все просто.если город не удачный или средний то выгодно продавать франшизу туда и тупо рубить бабло. Если окажется крутой, то через пол года откроется уже точка самого франшизодателя на всё готовое 🙂 проверенная практика 🙂
Герой статьи
Elena, ну для меня это не было дикой суммой и пострадала я намного меньше, чем владельцы остальных франшиз (в других городах) :))) ввязалась ради опыта, теперь не страшно)
Когда увидел заголовок, подумал: неужели учи.ру?)) оказалось, что да). Точно моя история.
Прежде чем запускаться, нужно посмотреть конкурентов и пообщаться с коллегами, проверить объем рынка.
По завершению коллег математика не идёт от слова совсем, тоесть первоначально есть ошибка. Не понятно, сколько ещё населения.
И второй момент, это продажи. Какой бы не был замечательный продукт, если вы активно не продаете ( желательно это отдельный человек с соответствующими навыками, можно доплачивать преподавателю за продажи)
Не нашёл в статье флан /факт. К каким цыфрам вы стремились ежедневно, еженедельно, ежемесячно?
Судя по всему вы отличный педагог и относитесь к делу с полной отдачей. И продукт вроде тоже норм, я бы ребёнка отдал.
Подвило, отсутствие опыта, системности и нацеллености на результат в продажах ( нужен профи)
Герой статьи
Сюз, путешествий мне с головой хватало, а тут я до фига нового узнала и не жалею 😎 статья была написана с целью рассказать, как оно может быть☝🏼
Почему свой бизнес всегда лучше франшизы, проверено на личном опыте + ценные советы
Открыть свой бизнес, или купить франшизу? Делюсь своим опытом. Имея действующий бизнес, мы с партнером купили франшизу фитнес студии. Идея отличная, а франшиза провальная. На личном опыте поняли и разобрали все минусы, и запустили еще несколько отличных бизнес-проектов.
В статье расскажу истории о том, какие франшизы не нужно покупать, разберем плюсы и минусы своего бизнеса и франшизы, после чего вы сможете принять решение создать свой бизнес или купить франшизу.
Фитнес студия, наш старт
Здоровый образ жизни одно из самых популярных и востребованных направлений. Доведя себя до десятки лишних килограмм, отдышки на втором лестничном пролете и болях в коленях и спине, мы буквально приползли в фитнес студию, одну из самых крупных нашего города. Девушки мы ответственные, подходим ко всему серьезно и системно. Регулярные групповые тренировки, питание, индивидуальный тренер. Результаты не заставили себя долго ждать. Это стало первопричиной для открытия собственной фитнес студии.
Когда нет опыта и знаний запуска бизнеса с нуля, при этом есть деньги (желательно свои, а не взятые в кредит), можно попробовать купить франшизу. Именно попробовать. Ведь франшиза предлагает бренд и бизнес-план франчайзера (продавца), юридическое, бухгалтерское и иное сопровождение, готовый маркетинг-план и иные условия ведения бизнеса, отвечающие требованиям франчайзера. Другими словами, все то, о чем начинающий предприниматель не имеет представления.
Но у нас же было два действующих бизнеса: тренинговый центр и магазин косметики. Оба бизнеса созданы с нуля достаточно успешно. Перед фитнес студией стоял огромный страх. В магазине легко можно подменить продавца, на случай отгула или больничного. Тренинги и лекции проводим сами, а также привлекаем сторонних лекторов. Опыта более 10 лет. А тут совершенно другой бизнес. Большое помещение, спортивное оборудование, фитнес-инструкторы, программы для клиентов и многое другое.
Было принято решение покупки франшизы с четкими пошаговыми действиями, маркетинговым планом, разработанным бизнес планом и брендом.
Подходящего франчайзера нашли достаточно быстро, молодые ребята, амбициозные, видение бизнеса с нашим очень перекликалось. Франшизу они только запускали, при этом их студия проработала более двух лет, все работы были отлажены. Познакомились лично, посмотрели, как работает их студия и заключили договор.
Минусы франшизы фитнес студии
Минусы, с которыми мы столкнулись и еще 10 франчайзи, которые приобрели данную франшизу.
Первое что получили после подписания всех договоров, соглашений и оплаты не качественная подготовленная документация, множество противоречий, плавающих факторов. Вдохновленные началом большого дела не стали заострять внимание на недоработанных документах, пошли дальше.
Было сложно подобрать помещение, которое требовалось:
- цена за аренду, значительно больше запланированной;
- не соответствовала площадь, квадратура зала;
- месторасположение и подъездные пути;
- иные требования франчайзера с которыми не соглашались арендаторы.
Помещение нашли, которое абсолютно не вписывалось ни в бюджет, ни в указанные параметры, при этом франчайзер его одобрил.
В связи с тем, что помещение не соответствовало плану, затраты на оборудование помещения увеличились в разы:
- услуги дизайнера по перепланировки помещения
- демонтаж и монтаж внутренних перегородок
- закуп строительных материалов
- строительные работы.
Что отлично сработало:
- оформление студии: наличие логотипа, цветовой гаммы и дизайн помещений.
- маркетинговая деятельность: распечатка буклетов, флаеров, оформление вывески, запуск рекламы, создание и раскрутка в социальных сетях.
- закуп спортивного оборудования и программы тренировок.
Все было разработано франчайзером и мы просто повторяли эти моменты.
Что еще пошло не по плану
Во франшизу входило обучение фитнес-инструкторов и администраторов. Сейчас уже и не вспомню, по какой причине, но этого обучения не было.
Открытие счета, сопровождение, налоги и направления действий н заработной платы все легло на наши плечи. Франчайзер только давал указания, что нужно сделать и ждал отчет. Ни консультации, ни вразумительного направления действий. Пришлось привлекать бухгалтера самостоятельно.
Сразу, как подписали договор аренды помещения установили дату открытия, в которую никак не укладывались. Работы шли параллельно — ремонт помещения, закуп оборудования, рекламная деятельность, разработка программ и многое другое. Времени не хватало катастрофически.
Открытие состоялось в запланированный день и было грандиозным: музыка, танцы, видео и фотосъемка, знаменитые ведущие, фуршет. На открытие пришло людей больше, чем мы ожидали, хорошо сработала реклама, были проданы первые абонементы. Только со стороны франчайзера не было представителей, как было прописано по договору.
Много моментов не было предусмотрено в разработанных документах и буквально каждый шаг нам приходилось согласовывать, а некоторые даже отстаивать у франчайзи.
При этом бухгалтерский отдел регулярно и своевременно напоминал о выплате роялти, процент с выручки. Выручка была то, что надо, вот только расходы были большие: аренда, зарплата, налоги, коммунальные расходы, реклама, плановые и внеплановые расходы, роялти и мы остались без копейки.
Проблемы франшизы через год работы
Ровно через год мы вышли в ноль, чему были очень рады. Фитнес студия полностью себя содержала и обсуживала и все было здорово и замечательно, если бы франчайзер не лез к нам по каждому поводу. Без его согласования мы не могли совершить ни одно действие, за это в договоре предусмотрены огромные штрафы.
Как уже писала выше фитнес студия, как франшиза, была еще не отработана ни документально, ни в деле. Система управления бизнесом полностью отсутствовала, коммуникации были слабыми, а роялти регулярными. Еще десять месяцев, и мы приняли решение отказаться от франшизы, а значит и от использования бренда.
Официально уведомив франчайзера и выплатив еще не малую сумму, подписав кучу бумаг с непонятным содержанием выбрались из-под гнета франшизы.
Но к этому времени у нас не осталось сил и энергии на развитие студии и было принято следующее решение – продать готовый бизнес.
Не нужно быть гением в бизнесе, чтобы сказать, что нас «кинули», мы и сами это понимаем. Но тогда у нас была идея, мечта. Верили в честный бизнес и ничуть не жалеем.
К сожалению, еще десять франчайзи, купив франшизу фитнес студии, также отказались от бренда, а позже продали студию, как готовый бизнес.
Кофе с собой. Франшиза или собственный бизнес
Немного позже узнала, что параллельно со мной в другом городе хорошие знакомые купили франшизу по типу «кофе с собой». Продержавшись десять месяцев, они также отказались от бренда и изменили название.
Основным минусом было то, что все сырье нужно было закупать только у франчайзера: кофейные зерна, сиропы, стаканчики с логотипом по очень не выгодной цене для франчайзи. Брендированные стаканчики окончательно разорили наших знакомых, потому что можно было гораздо дешевле заказать бумажные стаканчики с логотипом, чем покупать их у франчайзера.
А это помимо ежемесячного роялти и паушального взноса с выручки. Также франчайзер ставил ежемесячный план выполнения по продажам, не выполнение которого грозило предупреждениями, понижением рейтинга и далее штрафом.
Переход на свой бизнес — оригинальная кофейня
Отличное маркетинговое решение было предложено франчайзером: купоны на кофе, 9 покупаешь, 10 в подарок. Эту идею они оставили в своем собственном бизнесе «Кофе с собой», который расширили самостоятельно, значительно сэкономив на закупе сырья и отсутствием ежемесячных выплат.
Через год после отказа от франшизы открыли кофейню с большим ассортиментом кофе и кофейных напитков, а еще через полгода появилась новая услуга: кофемобиль. Их кофе пользуется хорошим спросом у горожан, профессиональные бариста, в наличии свежая выпечка, можно приобрести различные сорта кофе, заказать доставку. Они влюблены в свое дело, в свой бизнес.
Позже, вспоминая опыт работы с франчайзером, знакомая призналась, что на открытие собственного бизнеса не было ни средств, ни опыта, ни знаний. Собственно поэтому и решили с мужем купить франшизу, под руководством опытных наставников. Все было бы отлично, если бы не 100% накрутка на закупаемое сырье, не понятные штрафы, да роялти с паушальным взносом.
Тайские массажисты или что такое лжефраншиза
Еще была свидетелем открытия спа-салона с профессиональными массажистами из Таиланда по франшизе. Идея была прекрасная, рентабельность гарантирована, маркетинг и реклама с размахом на всю страну.
Уже не раз писала, как непорядочные франчайзеры навариваются за счет роялти, паушального взноса, продаже сырья и вспомогательного оборудования.
Здесь все то же самое плюс организация поиска массажистов, оформление виз, доставка, их проживание и питание легли на плечи франчайзи.
Это оказалась не подъемная плита для не поставленного и не отлаженного бизнеса, ведь франшиза предлагает бизнес-модель и бренд франчайзера, а также иные инструменты для создания и ведения бизнеса. Из десяти проданных франшиз открылись только 2 спа-салона.
В каждом было по два тайских массажиста, которые проработав 3 месяца, уехали безвозвратно. Бизнес полностью прогорел, вложения не окупились, а желание строить бизнес пропало навсегда. К сожалению лжефраншизы все более распространены последнее время.
Плюсы и минусы франшизы и собственного бизнеса
Бизнес — это всегда риск. Если бизнес приносит доход или опыт, риск оправдан. Мы получили колоссальный опыт и знания. Детально изучили маркетинг, бухгалтерию, рекламу, тонкости строительного дела, прошли курсы по йоге и нутрициологии. Не много отдохнув и набравшись сил запустили еще один магазин по продаже косметики, открыли кофейню, кабинет маникюра, шугаринга, салон красоты и запустили две онлайн-школы.
Любой бизнес нужно рассматривать, как систему. После того, как определились с продуктом или оказываемой услугой самое время для планирования.
Пропишите реальные достижимые цели на определенный период:
- за год выйти в ноль;
- выйти на продажи в 100 тыс. в месяц через полгода после старта;
- клиентская база более 300 контактов ежемесячно и так далее.
Лучше поставить 2 – 3 цели сфокусироваться и достичь их, чем раствориться в десятке невыполнимых целях.
Также на этом этапе стоит уделить время расходам. Пропишите все возможные статьи расходов:
- аренда офиса/помещения;
- аренда/покупка оборудования;
- закуп сырья/товара;
- налоги, заработная плата;
- расходы на рекламу, разработка сайта, буклеты, продвижение в социальных сетях;
- бухгалтерское, юридическое, кадровое сопровождение;
- логистика, хранение, транспортировка и многое другое.
Таким образом у вас появится план действий на запуск и первые месяцы работы, а также появятся первые цифры от которых будете отталкиваться или к которым нужно стремиться.
Не ждите, когда план на бумаге будет идеальным, начинайте действовать.
Чтобы не тратить время, энергию и деньги зря, на первых порах чаще задавайте себе вопрос и честно на него отвечайте: приведет ли данное действие к поставленной цели?
Будьте открыты к обучению. Каждое новое действие, это выход из зоны комфорта, что тоже требует не мало сил и энергии. Учитесь и применяйте знания сразу, вводите в практику, смотрите, как в вашем бизнесе это проиграет.
Анализируйте, считайте цифры, принимайте решения основываясь на факты, и помните, бизнес требует системный подход. Наладив такие процессы как качественное выполнение услуг/производство товара, маркетинговая деятельность, продажи и соответствие законодательным требованиям можно с большой уверенностью заявить – бизнес успешен.
Советы, как выбрать правильную франшизу и не прогореть
Можно создать, а можно купить право, на определенный вид предпринимательства, используя готовую бизнес модель управления. Это и есть франшиза.
И если вы все таки примите решение в пользу франшизы, несколько рекомендаций написанные кровью, потом и деньгами не одного франчайзи:
1. При выборе франчайзера тщательно изучите отзывы о продукте и самой франшизе
2. Известность бренда. Чем больше узнаваемость, тем выше стоимость франшизы.
3. Роялти. Отлично, если это фиксированная цена. Может составлять 2 – 6 % от оборота или выручки франчайзи (покупателя франшизы). Имейте в виду, что рекламный взнос оплачивается отдельно от роялти. 1 – 3% от оборота или выручки, оплачивается также ежемесячно.
4. Что входит в паушальный взнос. Другими словами, что включает в себя сама франшиза:
— система управления организацией;
— правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы;
— управление и обучение персонала;
— методики продаж, маркетинг, реклама;
— рецептуры и технологии,
— формы учёта, отчётности, инструкции и так далее.
5. Просмотрите списки с лжефраншизами или, как их еще называют, черными франшизами.
6. И конечно не забывайте правила любого бизнеса – системное управление: планирование, выполнение и анализ с последующим планированием.
—
Наталья Тай — эксперт-аудитор по построению бизнес процессов
Источник https://journal.tinkoff.ru/i-failed-in-the-franchise-business/
Источник https://b-mag.ru/pochemu-svoj-biznes-vsegda-luchshe-franshizy-provereno-na-lichnom-opyte-cennye-sovety/
Источник